|  
                  16 января компания 
              TNS Украина объявила об изменениях в исследовании киевских аудиторий 
              радиостанций.  
                 С 4 февраля, по словам 
              Анны Добривечир, заместителя генерального директора по постоянным 
              проектам, изучение аудитории радиостанций будет осуществляться непрерывно. 
              Исследование будет проводиться при помощи радиодневника, который 
              в течение четырех недель будут заполнять пятьсот человек в возрасте 
              от 12 до 60 лет. Методика исследования предполагает обязательную 
              ротацию респондентов - каждую неделю будут рекрутироваться 125 новых 
              слушателей, ранее не участвовавших в исследовании. До этого в течение 
              двух лет исследования радио не были непрерывными: в 2000 г. радиодневник 
              был однонедельным, а в 2001 г. - четырехнедельным, и проводились 
              поквартально. 
                   Согласно распространенной на прошлой 
              неделе информации от компании "Мониторинг СМИ Украины", 
              которая в течение года проводила непрерывный мониторинг рекламных 
              кампаний, на рекламу на радио потрачено более $25 млн (по прайс-листам), 
              а по экспертной оценке специалистов этой компании, в 2001 г. реально 
              израсходовано немногим более $4 млн. Для сравнения - объем телевизионного 
              рынка оценивается соответственно в $397 млн (по прайс-листам) и 
              $50-53 млн (по экспертным оценкам). Такие низкие доходы радио, по 
              мнению исследователей, обуславливаются, наряду с другими причинами, 
              также и тем, что рекламные агентства, у которых сосредоточен основной 
              объем бюджетов крупных клиентов, зачастую не имеют маркетинговых 
              механизмов работы с радиостанциями, подобных тем, которые существуют 
              для телевидения. Поэтому они вынуждены довольствоваться только рейтингами 
              станций - для планирования и эфирной справкой о выходе рекламы - 
              для отчетности. Из-за этого резко снижается привлекательность радио 
              как рекламоносителя для рекламных агентств, в то время как объемы 
              телевизионной рекламы, планируемой агентствами, неуклонно растут. 
              Радиостанции же вынуждены делать упор на прямые продажи, в основном, 
              малобюджетным клиентам, не претендуя на "рекламный пирог" 
              крупных агентских клиентов. В результате радио осваивает только 
              3-4% всех рекламных денег рынка. 
                   Технология, предложенная TNS Украина, 
              по сути, дает шанс радиобизнесу - ведь внедрение непрерывного мониторинга 
              и программного обеспечения, которое более четырех лет используют 
              рекламные агентства для планирования рекламы на телевидении, позволит 
              радиостанциям претендовать и на бюджеты рекламных агентств. 
            Зиновий АРТЁМЕНКО 
           |