|  
                  По мере роста денежной 
              емкости рынок радио становится все интереснее для потенциальных 
              инвесторов. Конец прошлого и начало нынешнего года ознаменовались 
              премьерами в эфире и сменой собственников нескольких станций. Как 
              следствие, рынок ожидает ужесточение конкуренции и новый виток борьбы 
              за передел сфер влияния.  
                  Притягательные 
              волны 
                 Сегмент радио, долгое 
              время остававшийся одним из самых инертных на медиарынке, наконец-то 
              пришел в движение. На прошлой неделе было объявлено о продаже двух 
              отечественных радиокомпаний - "Наше радио" и "Апельсин" 
              - ирландскому медиахолдингу Communicorp Group. Данное событие можно 
              считать знаковым для отечественного рынка - это первый случай покупки 
              крупной западной компанией украинского радио. Представители радиостанций 
              пока не готовы говорить ни о сумме сделок, ни о дальнейших планах 
              нового инвестора в Украине. По неофициальной информации, которую 
              "ДС" предоставил руководитель одной из радиокомпаний, 
              оценочная стоимость сети "Наше радио" составляет порядка 
              $15 млн, радио "Апельсин" - $2,2 млн. По данным ДП "Мониторинг 
              СМИ Украины", "Наше радио" занимает лидирующие позиции 
              в своем сегменте - в прошлом году его доход от рекламы приблизился 
              к $7 млн, что позволило компании занять вторую строку в рейтинге 
              наиболее состоятельных радиостанций (на первом месте "Русское 
              радио" с $9 млн). Не исключено, что новый владелец попытается 
              изменить ситуацию и побороться за первое место в списке лидеров. 
              Учитывая финансовые возможности Communicorp Group и ее опыт работы 
              в медиабизнесе (компания владеет радиокомпаниями в ряде европейских 
              стран, а в прошлом году приобрела петербургскую станцию "ПетерСтар"), 
              ее шансы на успех весьма велики. 
                   Радио "Апельсин", на первый 
              взгляд, менее выгодное приобретение. Станция не располагает разветвленной 
              сетью, а ее доходы от рекламы в прошлом году, по данным ДП "Мониторинг 
              СМИ Украины", не превысили $3 млн. Однако "Апельсин" 
              является одним из лидеров среди специализированных каналов, нацеленных 
              на молодежную аудиторию. Таким образом, новый инвестор получает 
              информационно-развлекательный радиоканал "для всех" с 
              широким покрытием (26 городов) и раскрученным именем и радио узкого 
              формата. По мнению рекламистов, это позволит сформировать весьма 
              привлекательный для рекламодателей пакет. 
                   В конце прошлого года начала вещать 
              и новая отечественная информационно-развлекательная радиокомпания 
              "Радио 5". Канал запустила Denn Mark Media, которая владеет 
              станцией "Европа FM". Как рассказали в компании, в течение полугода 
              планируется поставить 65 передатчиков, что позволит достичь практически 
              100%-ного покрытия территории страны. Канал позиционируется как 
              информационно-развлекательный. 
                   По мнению участников рынка, эти премьеры 
              в радиоэфире не последние. Они прогнозируют, что только в текущем 
              году появятся как минимум две-три новые радиостанции, что увеличит 
              их общее количество до 30 (из них 19 - сетевые). Вероятно и появление 
              в Украине новых иностранных инвесторов, которые будут пытаться закрепиться 
              в эфире как посредством покупки отечественных станций, так и выводя 
              собственные брэнды. 
                  Повод для оптимизма 
                 Communicorp Group объясняет 
              свои новые сделки в Украине, в первую очередь, финансовыми интересами. 
              Представители компании заявили, что их расчеты базируются на темпах 
              роста рекламного рынка в нашей стране, которые в несколько раз превышают 
              европейские показатели. В том, что это финансовые, а не политические 
              инвестиции, уверена и директор РА "Медиаэксперт" Татьяна 
              Попова. "На сегодняшний день радио уже неплохо зарабатывает. 
              Пока рекламные бюджеты каналов отстают от бюджетов прессы, не говоря 
              уже о телевидении, но и расходов там намного меньше", — говорит 
              она. Сейчас доля радио в общем рекламном пироге действительно не 
              впечатляет: она не превышает 4%. Однако темпы роста сегмента опережают 
              динамику развития лидеров рынка — ТВ и наружной рекламы. По данным 
              Всеукраинской рекламной коалиции, в 2005 г. бюджет отечественных 
              радиостанций составил $20 млн, что более чем на 50% больше, чем 
              в 2004 г. В этом году эксперты обещают радио 35%-ную динамику роста 
              и $26,5 млн. Татьяна Попова считает, что в дальнейшем цифры будут 
              только увеличиваться, поскольку удорожание телевидения привлекает 
              к радио внимание крупных рекламодателей. Поэтому радиостанции смогут 
              повысить цены.  
                   По мере увеличения привлекательности 
              сегмента наверняка усилится и борьба за его передел. Уже на сегодняшний 
              день конкуренция в радиоэфире весьма жесткая — на $20 млн рекламных 
              денег претендует почти три десятка компаний. В дальнейшем же ситуация 
              накалится еще больше, что заставит радиостанции уделять особое внимание 
              качеству менеджмента и увеличить затраты на формирование программного 
              продукта. Массовой же специализации каналов, о которой начали говорить 
              еще несколько лет назад, эксперты пока не прогнозируют. "Рекламодателей 
              интересует, прежде всего, численность аудитории, что заставляет 
              инвесторов позиционировать свои проекты как информационно-развлекательные", 
              — говорит председатель совета директоров Denn Mark Media Константин 
              Кубряк. 
            Людмила Ксенз 
           |